Национальное образование Тюменской области. прошлое и настоящее

                                                

Во втором разделе «Национальное образование Тюменской области. Прошлое и современность» показано становление национальной школы Тюменского края на примере школы №15 и национальных школ Тобольского, Вагайского, Ярковского и Аромашевского районов. Показана информация развития школ от медресе  до средней общеобразовательной школы. Большая информация об учителях: ветеранах педагогического труда, отличниках просвещения и почетных работниках образования РФ, заслуженных учителях РФ, знаменитых земляках, ученых и директорах школ.Достойное место на стенде и стеклянном стеллаже занимают фотографии, документы, многочисленные боевые и трудовые награды Камала Мазитовича Муратова, бывшего директора школы №15, проработавшего в школе 34 года, фронтовика и общественного деятеля. Их передала в музей его супруга Роза Бадретдиновна, заслуженный учитель РФ, всю жизнь отдавшая обучению студентов в татарском и русском педучилищах. 

 Под лампами дневного освещения хорошо воспринимаются информации архивных документов, сканированные через цветной принтер с подлинников. Старые учебники, литература, чернильницы и ручки советских времен, печатная машинка, пионерская и комсомольская атрибутика, значки нумизматика, фронтовые письма, грамоты и личные документы учителей и многие другие предметы отражают пройденный путь и историю национальной школы.

Государственная политика в области образования основывается на принципах гуманизма, свободного развития каждого человека, «защиты системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства». (Из закона РФ «Об образовании»)Наиболее благоприятные условия для свободного развития просвещения — школьного образования — у татар появляются в результате Февральской и Октябрьской революций 1917 года. С установлением Советской власти в стране организационная перестройка всего дела народного образования внесла существенные изменения и в дело просвещения татарского населения.

16 октября 1918 г появился декрет «Положение о Единой Трудовой школе РСФСР»

Одним из первых документов, касающихся образования татарского населения, было постановление Наркомпроса « О школах национальных меньшинств», опубликованное в ноябре 1918г.

1 февраля 1920г при Тюменском отделе Народного образования организован подотдел просвещения национальных меньшинств. Инструктором по делам нацмен, а затем и губернским инструктором, работал Габитов Салим-Гирей Хайрутдинович (1882г.р.), окончивший в Казани высшее духовное учреждение. Он был организатором русско-татарской школы в Тюмени, вел активную методическую деятельность, составил программы для национальных школ, планы внешкольных учреждений и т.д.

22 января 1921г  в Омске созван съезд работников просвещения национальной Сибири.

С сентября 1919г при Тобольском отделе народного образования работала мусульманская секция. Заведующим был В.Н.Мурзакаев. В марте 1920г  мусульманская секция реорганизована в подотдел национальных меньшинств, подразделявшийся на 2 секции: внешкольную и школьную. Зав. подотдела и школьной секции остается В.Н.Мурзакаев, зав. внешкольной секции и инструктором работал Х.З.Исхаков, районным инструктором В.Т.Ахметов.

В условиях, когда подавляющее большинство татарского населения совершенно не владело русским языком, создание школы на родном языке способствовало осуществлению всеобщего начального, а затем семилетнего обучения, ликвидации неграмотности среди взрослого населения, дало возможность быстрее поднять профессионально-технический и общеобразовательный уровень трудящихся масс.

Большую роль в организации просвещения среди татарского населения края в первое время сыграли татаро-башкирские бюро при партийных комитетах, которые через советы национальных меньшинств при отделах народного образования, своих представителей на местах принимали срочные меры по открытию новых школ, подбору учителей, могущих обучать детей на родном языке, выделению помещения, организовывали курсы по подготовке учителей, изыскивали средства, выписывали необходимые учебники, литературу на татарском языке.

Положение усугублялось тем, что от учительской работы были отстранены представители мусульманского духовенства, которые имели опыт работы по обучению грамоте. И все-таки успехи в этом деле были достигнуты еще в середине 20-х годов прошлого столетия. Решающее значение в подготовке учителей для татарских школ имело создание в Тюмени в 1930 г самостоятельного татарского педучилища, которое в 1934 г было переведено в Тобольск, и за годы своего существования (до сер.50-х годов) подготовило более 1500 учителей. Тобольское татарское педучилище не только готовило учителей со средним специальным образованием, оно было центром пропаганды и распространения татарской национальной культуры в Тюменском регионе.

В связи с расширением сети татарских школ повышенного типа — семилетних и средних, возникла необходимость в подготовке учителей с высшим образованием. Для этой цели в 1950-1953гг при Тюменском пединституте работал факультет по подготовке учителей русского и татарского языков и литературы с двухгодичным сроком обучения, который в 1953г  был переведен  в Тобольский пединститут с 4-х годичным сроком обучения и функционировал до нач.60-х годов прошлого столетия. Здесь работали молодые  кандидаты наук Г.Ахатов, Ф.Хатыпов, выпускники Казанского университета А.Ахмадуллин, Г.Саттаров. Из татарского педучилища была переведена опытный преподаватель Ф.Г.Гали-Акберова.

В результате принятых мер уровень учителей татарских школ значительно повысился и в 1967г из 832 учителей школ 306 чел. имели высшее, незаконченное высшее образование, 376 — среднее педагогическое и 138 -общее среднее образование.